ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Администрации Сонского сельсовета
от «04» 11 2022г. с. Сонское № 47-1
Прогноз социально-экономического
развития муниципального образования
Сонский сельсовет на 2023 и плановый
период 2024-2025 годы
В соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также с учётом итогов социально-экономического развития муниципального образования Сонский сельсовет за 2022 год, Администрация муниципального образования Сонский сельсовет ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1.Утвердить прогноз социально – экономического развития муниципального образования Сонский сельсовет на 2023 и на плановый период 2024-2025 годы (прилагается).
2. Настоящее постановление обнародовать в соответствии с действующим Положением.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
Глава Сонского сельсовета Н.Г. Абросимов
Утверждено
Постановлением
Администрации Сонского сельсовета
От 04.11.2022 года № 47-1
Прогноз социально-экономического развития
муниципального образования Сонский сельсовет на 2023 и
плановый период 2024-2025 годы
Прогноз социально-экономического развития муниципального образования Сонского сельсовета на 2023 и на плановый период 2024-2025 годы как составная часть прогноза Российской Федерации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», и составлены в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также с учётом итогов социально-экономического развития муниципального образования Сонского сельсовета за 2022 год.
В прогнозных расчётах учитывались результаты финансово – хозяйственной деятельности организаций муниципального образования на момент составления прогноза, складывающиеся тенденции развития секторов экономики и другие условия хозяйственной деятельности экономических субъектов. В целях минимизации негативного воздействия мирового финансово – экономического кризиса, консолидации усилий органов исполнительной власти и местного самоуправления в 2023-2025 годах прогнозируется, что темпы роста останутся стабильными.
В рамках реализации мер по стабилизации в поселении осуществляется системный мониторинг ситуации в отраслях экономики, реализуются меры, направленные на сохранение экономического роста, наращивание экономической активности хозяйствующих субъектов и населения, посредством увеличения внутреннего потребления, стимулирование инвестиционной активности, регулирование и стабилизация рынка труда и потребительского рынка, повышение устойчивости бюджетной финансовой сферы муниципального образования, введение режима экономии во всех сферах деятельности, в том числе в бюджетной сфере, повышение эффективности управления на основе применения информационных технологий.
Факторы и условия социально-экономического развития Сонского сельсовета на 2023 и плановый период 2024-2025 годы
Прогноз социально-экономического развития муниципального образования Сонский сельсовет на 2023 и плановый период 2024 - 2025 годов выполнен в двух вариантах. Первый вариант – предполагает усиление политических и экономических рисков, влияющих на активность проведения процессов диверсификации, импортозамещения, развития инфраструктуры. Сценарий основан на проведении более жесткой бюджетной политики, связанной с ограничением финансовых ресурсов и безусловным исполнением социальных обязательств. В варианте учтены риски социально-экономического развития: зависимость региональной и муниципальной экономики от внешних условий развития; инфраструктурные ограничения; высокая изношенность основных фондов, расширение инвестиционных потребностей системообразующих организаций, постепенное снижение потребительского кредитования.
Опорный (первый) вариант прогноза создает определенный запас прочности, с тем, чтобы обеспечить безусловное исполнение социальных обязательств. В их число входит дальнейшая модернизация образования, развитие ЖКХ и решение демографических задач.
Второй вариант – предполагает более высокие темпы социально-экономического развития по сравнению с первым вариантом. Вариант менее консервативен. Отражает развитие экономики в условиях реализации активной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, на стимулирование экономического роста и модернизации экономики.
Основные приоритеты социально-экономического развития муниципального образования Сонского сельсовета на 2023 и плановый период 2024-2025 годы
Социально-экономическое развитие муниципального образования на среднесрочную перспективу (2023-2025 годы) будет определяться на основе приоритетов, сформулированных в Стратегии социально-экономического развития муниципального образования Сонского сельсовета, Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 21.04. 2021 года, Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», нововведений бюджетного законодательства РФ, стратегии социально-экономического развития Республики Хакасия до 2030 года, утвержденного Законом Республики Хакасия от 12.02.2020 года №01-ЗРХ, Государственной программы РХ «Повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами Республики Хакасия», а также социально-экономического развития муниципальный район до 2030 года.
Основными приоритетами экономической и социальной политики в прогнозный период являются:
- улучшение инвестиционного климата и, как следствие, увеличение объема инвестиций в основной капитал;
- повышение роли малого и среднего бизнеса в экономике, развитие конкуренции и снижение административного давления на бизнес;
- повышение качества жизни граждан путем гарантирования основных стандартов жизнеобеспечения;
- повышение качества услуг жилищно-коммунального комплекса, оптимизация затрат на жилищно-коммунальные услуги путем своевременного ремонта, проведения экономически обоснованной тарифной политики;
- повышение уровня безопасности жизнедеятельности населения, в том числе путем создания системы мониторинга предотвращения правонарушений.
Демографическая ситуация
Достижение целей демографической политики в значительной степени зависит от успешного решения широкого круга задач социально – экономического развития, включая обеспечение стабильного экономического роста и роста благосостояния населения, снижение уровня бедности и уменьшение дифференциации по доходам, интенсивное развитие человеческого капитала и создание эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная защита населения), рынка доступного жилья, гибкого рынка труда, улучшение санитарно – эпидемиологической обстановки в поселении.
Прогнозируемые демографические процессы в поселении характеризуются рядом положительных тенденций. Устойчивость демографического развития достигается за счет более молодой возрастной структуры населения, более высокого уровня рождаемости, сравнительно низкого уровня смертности.
К особенностям демографической ситуации муниципального образования «Воленский сельсовет»следует отнести:
- превышение рождаемости над смертностью;
- рост ожидаемой продолжительности жизни при рождении.
Стимулированию рождаемости способствуют следующие факторы: укрепление института семьи, меры социальной защиты и материальной помощи молодым, многодетным и малообеспеченным семьям.
Позитивные тенденции в демографическом развитии муниципального образования связаны с молодым и средним возрастом населения, а также с реализацией комплекса мер по стимулированию рождаемости и улучшению состояния здоровья населения.
Общий прирост населения складывается как результирующая соотношений естественного и миграционного движения населения. На весь прогнозный период в поселении положительные показатели естественного прироста останутся основными факторами, определяющими рост численности населения.
Несмотря на увеличение численности всего населения, в период 2023 - 2025 годов численность населения в трудоспособном возрасте будет ежегодно постепенно сокращаться. Продолжится вступление в трудоспособный возраст относительно малочисленных поколений 1990-х годов рождения и выбытие многочисленных поколений, рожденных в послевоенные годы. В структуре трудоспособного населения произойдут изменения: сократится численность молодежи в возрасте 16-29 лет и численность людей старших возрастов 45-59 (54) лет; в то же время вырастет численность населения активного трудоспособного возраста 30-44 лет.
Состояние рынка труда
Преобладающая часть занятого населения сосредоточена на крупных и средних предприятиях муниципального образования, в сфере образования, в здравоохранении, культуре, в предоставлении коммунальных услуг, в муниципальном управлении, в транспорте и связи, в прочих услугах (торговля, бытовые услуги и т. д.).
Уровень жизни населения
В 2023 – 2025 годах сохранятся темпы роста денежных доходов населения за счет основных составляющих: заработная плата, выплаты социального характера, доходов населения от собственности и предпринимательской деятельности, пенсии, прочие доходы.
Стратегической целью в области социальной защиты населения и социально-трудовых гарантий является повышение уровня и качества социально-трудовых гарантий населению муниципального образования за счет:
- создания условий для эффективного и безопасного труда;
- повышения доступности и качества услуг, предоставляемых учреждением социального обслуживания;
- регулирования материального благополучия граждан и обеспечения гарантий социальной поддержки социально уязвимым категориям населения.
Труд и занятость
Численность трудовых ресурсов муниципального образования по оценке 2021 года составит 163 человека.
Численность безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости в 2021 году составляет 28 человека, а к 2023 году прогнозируется на уровне 20 человек.
Социальная политика
Социальная инфраструктура – система необходимых для жизнеобеспечения жителей материальных объектов (зданий, сооружений) и коммуникаций муниципального образования, а также предприятий, учреждений и организаций, оказывающих социальные услуги населению, органов местного самоуправления и их кадров, деятельность которых направлена на удовлетворение общественных потребностей жителей.
При содействии Администрации муниципального образования и МБУК «Сонский сельский Дом Культуры» для граждан остается доброй традицией ежегодного проведения ряда культурно-массовых мероприятий:
- на лучший благоустроенный двор, подворья;
- мероприятия, ко дню Защитника Отечества;
- мероприятия, посвящённые Дню Победы;
-мероприятия, посвященные чествованию супругов, достигших юбилейных дат в супружеской жизни.
По состоянию на 01.01.2021 года на учете состоит 150 человек, являющимися пенсионерами, получающих меры социальной поддержки населения в соответствии с действующим законодательством, в том числе льготные категории: получатели детских пособий, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, инвалиды, ветераны труда Российской Федерации, труженики тыла, реабилитированные, почетные доноры, получатели ежемесячного социального пособия, региональной социальной доплаты к пенсии, ежемесячного денежного обеспечения, государственной социальной помощи (единовременной и ежемесячной).
В целях обеспечения комфортной среды проживания и повышения качества жизни населения имеется необходимость в обеспечении совершенствования комплекса социально-значимых объектов:
- создание необходимых условий для обеспечения получения качественных услуг на уровне дошкольного, школьного образования;
- сохранение и развитие сферы культуры в целях дальнейшего развития и реализации культурного и духовного потенциала населения для обеспечения социального благополучия в обществе, развития творчества традиционной народной культуры, повышения их качества и разнообразия услуг.
- сохранение физического здоровья населения и повышение уровня спортивного мастерства путем организации спортивных мероприятий;
- улучшение качества и доступности спектра социально-бытовых услуг за счет расширения потребительского рынка;
- обеспечение занятости населения путем создания дополнительных рабочих мест в сфере развития малого и среднего бизнеса.
Социальный комплекс муниципального образования представлен следующими видами обслуживания:здравоохранение, образование, культура, физическая культура и спорт.
Здравоохранение.
Систему здравоохранения муниципального образования представляет Сонский ФАП.
Основная деятельность учреждения здравоохранения направлена на обеспечение и сохранение доступности медицинской помощи населению, профилактику заболеваний, включая иммунизацию и эффективную диспансеризацию населения.
К основным приоритетным направлениям развития здравоохранения в поселении относятся:
1. Предоставление населению наиболее востребованных видов и объемов как экстренной, так и плановой медицинской помощи.
2. Борьба с социально-значимыми заболеваниями.
3. Борьба со смертностью от управляемых причин.
4. Охрана материнства и детства.
5. Обеспечение безопасности пациента и медицинского персонала.
Увеличение объёмов оказания высокотехнологичной медицинской помощи и повышение её доступности для жителей муниципального образования в ближайшие годы остаётся одним из наиболее значимых направлений деятельности системы здравоохранения.
В профилактических целях проводится дополнительная иммунизации населения и дополнительной диспансеризации работников социальной сферы.
Образование.
Образовательные учреждения муниципального образования осуществляют свою деятельность в соответствии с лицензией, имеют государственную аккредитацию.
В прогнозный период предстоит обеспечить:
- создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования;
- обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами экономического развития;
- равные условия доступа государственных и негосударственных образовательных учреждений к образовательной инфраструктуре;
- развитие вариативности образовательных программ.
Система образования муниципального образования состоит из:
- одного дошкольного образовательного учреждения,
- одной общеобразовательной школы.
Число мест в дошкольном образовательном учреждении на 40 человек. Детские дошкольные образовательные учреждения посещают 23 человека.
Одной из ключевых задач развития системы дошкольного образования является повышение качества образования детей. Приоритетным направлением в работе всех организаций дошкольного образования является охрана и укрепление здоровья детей, их физическое развитие и готовность к школе.
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников осуществляется посредством организации двигательной активности, физического, валеологического воспитания, закаливания, дополнительных образовательных услуг, работы с часто болеющими детьми и полноценного сбалансированного питания. В детских садах используются новые формы работы с воспитанниками: оздоровительно-игровой час, динамический час на прогулке.
Внедрение в физкультурно-оздоровительный процесс современных программ и технологий способствует оптимизации системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Данная система направлена не только на укрепление здоровья и развитие двигательных качеств воспитанников, но и на формирование у них интереса к занятиям физкультурой и спортом.
В общеобразовательном учреждениичисленность учащихся 62 человека, увеличение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Численность педагогических работников составляет 13 человек. Комплексная безопасность учреждений обеспечена посредством установления системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, тревожной кнопки.
Динамика социально - экономических процессов ставит перед системой образования комплекс задач, связанных с разработкой нового содержания образования, совершенствования форм и методов воспитания школьников. Ведется информационная работа с участниками образовательного процесса по вопросам профильного обучения и предпрофильной подготовки, ведется профориентационная работа, в которой принимают участие классные руководители, школьные психологи. Формируется учебно-методическая база для организации данных видов обучения, введена система «Дневник.ру» ученика, осуществляется психолого-педагогическая диагностика профессиональных навыков.
В связи с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования ФГОС НОО создаются условия для индивидуального развития школьников, осваиваются вариативные образовательные программы, современные методы и средства обучения.
Основные мероприятия общеобразовательных учреждений муниципального образования:
- формирование конкурентно способной, социально зрелой, интеллектуальной, физически и духовно здоровой личности учащегося, способной к саморазвитию, самосовершенствованию, к быстрой адаптации в быстро меняющихся условиях жизни современного общества;
- активизация деятельности по участию педагогов и учеников в конкурсном движении на различных уровнях (муниципальный, районный);
- совершенствование педагогического мастерства.
Сельское хозяйство.
Основными факторами, определяющими прогнозируемую динамику развития агропромышленного комплекса в 2022-2025 годах, являются:
- природно-климатические факторы;
- повышение спроса на сельскохозяйственную продукцию за счет роста реальных располагаемых денежных доходов населения и возникшей потребностью в связи с реализацией мероприятий по импортозамещению.
Несмотря на недостаточно выгодные условия территориального расположения муниципального образования (в отношении заготовки и транспортировки кормов), развитие малых форм в сельском хозяйстве необходимо, это в первую очередь занятость населения, повышение уровня дохода и жизни населения.
В среднесрочной перспективе развитие сельскохозяйственной отрасли муниципального образования будет характеризоваться устойчивой динамикой роста производства сельскохозяйственной продукции при условии сохранения существующего уровня мер государственной поддержки сельхозпроизводителей.
Основным направлением в области развития сельского хозяйства является содействие активизации жителей муниципального образования в реализации возможности получения субсидий и льготных кредитов на развитие личных подсобных хозяйств, а также в рамках реализации региональных программ и национальных проектов.
Потребительский рынок
Высокий рост потребительских цен сохраняется как на протяжении предыдущих лет, так и в 2022 году.
В прогнозном периоде оказывать влияние на развитие рынка потребительских услуг, по-прежнему будет платежеспособный спрос населения муниципального образования, ценовая политика предприятий и учреждений, оказывающих услуги.
В структуре платных услуг самыми востребованными продолжают оставаться услуги обязательного характера: жилищно-коммунальные услуги, услуги здравоохранения, услуги пассажирского транспорта. Улучшение качества и повышение надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг, обеспечение доступности этих услуг для населения являются одним из приоритетных направлений развития муниципального образования.
Жилищно-коммунальное хозяйство
Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой важную сферу жизнедеятельности человеческого общества. Без его эффективного функционирования невозможно обеспечение нормальных условий существования. Система ЖКХ должна работать слаженно, постоянно и с учетом требований населения, оплачивающего соответствующие услуги.
Жилищно-коммунальный комплекс муниципального образования является самостоятельной сферой в системе хозяйствования, основной целью функционирования которой является удовлетворение потребностей населения и предприятий в услугах, обеспечивающих нормальные условия жизни и работы. Выполнение поставленных задач позволит повысить долю жилищного фонда, оборудованного необходимыми видами благоустройства (водопроводом, канализацией, центральным отоплением, горячим водоснабжением, газом), в том числе:
- обеспечить увеличение охвата населения качественной питьевой водой;
- повысить надежность работы коммунальных систем жизнеобеспечения;
- снизить объемы нерационального потребления коммунальных услуг;
- обеспечить снижение уровня износа основных фондов до плановых показателей.
В течение прогнозного периода необходимо также решение следующих задач:
-разработка мер на ресурсосбережения в ЖКХ, установка приборов учета в домах;
- снижение издержек и повышение качества и доступности жилищно-коммунальных услуг;
- снос ветхого и непригодного для проживания жилья.
Основные результаты реализации мероприятий отразятся на повышении качества условий проживания граждан и коммунального обслуживания населения, повышении надёжности работы коммунальных систем жизнеобеспечения, снижении нагрузки по оплате услуг теплоснабжения, как на бюджеты всех уровней, так и на семейные бюджеты.
Благоустройство
Улучшая качество жизни населения, уделено огромное внимание благоустройству территории муниципального образования.
Планируется продолжать работу:
- Содержание и обслуживание наружных сетей уличного освещения территории поселения, содержание и обслуживание нежилых зданий и помещений
- Ликвидация несанкционированных свалок, работы по благоустройству территорий, межевание земельных участков под площадки ТКО, строительство площадок под ТКО
- Освещение
- Содержание мест захоронения
- Обеспечение комплексного развития сельских территорий в части реализации мероприятий по благоустройству сельских территорий (софинансирование с Федеральным бюджетом)
Структура муниципальной собственности
Муниципальная собственность является одним из важнейших элементов современной экономической системы, которая включает в себя широкую сеть объектов как хозяйственного, так и социально – бытового назначения, локализованную в рамках муниципального образования. От уровня развития муниципальной собственности, а также эффективности использования её составляющих и всей системы в целом во многом зависит качество жизни населения муниципального образования.
К объектам муниципальной собственности отнесены:
- имущество, переданное в оперативное управление муниципальным учреждениям;
- объекты, находящиеся в собственности муниципального образования.
Финансовые ресурсы муниципального образования
Прогноз показателей сводного баланса финансовых ресурсов муниципального образования разработан в соответствии с действующим законодательством.
Фактическое исполнение бюджета муниципального образования за 10 месяцев 2022 год составило:
по доходам в сумме 9123,3 тыс. рублей.
и по расходам в сумме 9273,0 тыс. рублей.
В 2023 году доходы бюджета муниципального образования планируются в объеме 9518,6 тыс. рублей.
На 2024 год доходы спрогнозированы в объеме 9553,1_тыс. рублей.
Расходные полномочия муниципального образования, установленные Федеральным Законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не в полном объеме обеспечены финансированием. Недостаточно средств на текущие расходы, капитальные вложения, капитальный ремонт объектов муниципальной собственности, на принятие долгосрочных целевых программ.
В ближайшие годы важным и необходимым фактом при предоставлении субсидий муниципальному образованию, будет являться не только полнота и сроки фактического освоения средств, но и результаты, достигаемые за счет софинансирования тех или иных направлений.
Направления развития муниципального образования
Основными приоритетными направлениями развития муниципального образования являются:
- создание условий для роста благосостояния жителей;
- качественное повышение жизненного уровня населения;
- развитие и сохранение тенденций на постоянное, долговременное проживание;
- формирование благоприятной среды для роста уровня промышленного производства и предпринимательской активности;
- повышение обеспеченности населения услугами социальной инфраструктуры;
- поддержка инициативы по организации личных подсобных хозяйств как наиболее эффективного вида развития сельского хозяйства на территории муниципального образования;
- развитие частного сектора малого предпринимательства как одной из доступных форм развития муниципального образования (сфера услуг, производственная деятельности, досуговая деятельность);
- повышение доступности населению качественных потребительских товаров и услуг;
- повышение уровня удовлетворения социальных и духовных потребностей;
- обеспечение потребности в услугах культуры и духовного развития;
- обеспечение потребности в досуге (спорт, общение и пр.).